ИСТОРИЯ ВЕРХНЕБУРЕИНСКОГО РАЙОНА
Наш район

Долгое время территория, на которой расположен наш район, была белым пятном на географических картах, а также в литературе. Гористый рельеф, девственная тайга, мари и бурные горные реки составляли серьезные трудности для проникновения в район и изучения его территории.

Лишь в середине прошлого столетия (1870-1880 гг.) в верхнем течении реки Буреи появились первые представители «западной цивилизации» - золотопромышленники, которых жажда легкой наживы влекла в самые глухие уголки девственной тайги. В этот период была открыта Нимано-Ургальская золотоносная система.

До Великой Октябрьской социалистической революции месторождения золота эксплуатировались хищнически. Отрабатывались наиболее богатые золотом участки, а затем забрасывались, как не сулившие баснословных барышей.

Когда-то территория района была совершенно безлюдной. Предполагают, что появление первых тунгусских оленеводческих племен в верховьях Буреи относится к началу XIV века, ко времени появления якутов в бассейне реки Лены, оттеснивших тунгусские племена на восток, которые стали кочевать, занимаясь оленеводством и охотой.

Значительная оторванность и трудные связи с Приамурьем, сплошной горный рельеф, суровый климат не представляли сколько-нибудь заманчивых целей для земледельца – все это, вместе взятое, служило в течение длительного времени препятствием для населения района оседлым населением.

В свою очередь, продвижение на юг оленеводческих племен также встречало преграду – отсутствие в южной части ягеля, корма для оленей. Экономическая связь этого района в течение нескольких столетий тянулась далеко на север – к берегам Лены, откуда пришли первые семьи кочующих оленеводов-тунгусов.

Сбыт добытой пушнины, снабжение продуктами питания, одеждой, позднее боеприпасами, орудием и прочими предметами первой необходимости заставило местной население пользоваться этим путём, потом освоенным якутскими купцами.

С конца XVIII столетия караваны вьючных оленей с продуктами, мануфактурой, одеждой, чаем, медными и железными изделиями, порохом, свинцом и прочими предметами двинули к берегам реки Буреи на Ниман, где эти товары у местного населения пользовались большим спросом. К числу таких товаров следует добавить неизменный во всех коммерческих делах того времени, спирт, который преподносился в виде «угощения» и помогал купцам обманывать тунгусов – скупать меха за бесценок.

Встреча купцов с кочевниками с конца XVIII века проходила на реке Ниман, в 18 километрах от бывшего села Ниманчик, в поселке под названием «Ярмарка». Селение это состояло из 20 домов, церкви, многочисленных амбаров и большого кладбища. Здесь шла бойкая торговля, крещение детей, соревнования оленьих упряжек. Селение «Ярмарка» долгое время являлось единственным оседлым населенным пунктом и экономическим центром на территории района.

С начала революционных событий, в 1917 году, наезды якутских купцов прекратились. Экономическая связь местного тунгусского населения направилась в сторону русских поселков и происков, к тому времени достаточно освоившихся в местных условиях. Селение «Ярмарка» существовало до 1937 года, а потом во время лесного пожара сгорело.

В годы гражданской войны во многих труднодоступных горных складках нижней части района находили себе опорные пункты партизан в борьбе с белогвардейцами и интервентами.

Известная на реке Бурее скала «Собор», находящаяся на расстоянии 200 километров от железной дороги, пересекающей реку на юге, служила крепостью, о которую неоднократно разбивались попытки интервентов и белогвардейцев разгромить партизан.


Наш район расположен в горно-таежной части территории Хабаровского края, занимает огромную площадь 67,5 тысяч квадратных километров. Расстояние между южной и северной границами составляет 370 километров, между восточной и западной – 310 километров. Район граничит на западе и северо-западе с Амурской областью, на востоке – с Комсомольским районом и районом имени Полины Осипенко, Хабаровским сельским, на юге с Еврейской автономной областью.

Характерной особенностью рельефа территории является рассеченность и общая приподнятостью над уровнем моря. Причем гористость района к северу и северо-востоку увеличивается… В юго-восточной и восточной части простирается Буреинский хребет с острогами, занимающими территорию шириной до 80 километров. Он является водоразделом рек Буреи и Амгуни. На северо-востоке от вершины р. Правой Буреи на запад идет горный хребет Эзоп, вершина которого достигает 2224 метра над уровнем моря. На юго-востоке проходит небольшой, но высокий хребет Яна. Он является водоразделом реки Амгуни и с реками Кура и Урми. По нему проходит восточная граница нашего района.


(Читать: Географическое положение)


Большая часть земельной площади района покрыта лесами. В тайге обитает большое количество промысловых, в основных, пушных зверей. Большое экономическое значение в охотничьем промысле занимает соболь.

В 1952 году в районе был организован племрассадник по переселению соболей – первый в практике охотничьего хозяйства страны.


(читать подробнее: Племрассадник)


В тайге много дикорастущих ягод: голубика, брусника, жимолость, клюква, моховка, шиповник, лимонник, смородина и другие ягоды, произрастающие в количестве, позволяющем проводить промышленные сборы.


(читать подробнее Природа района)


В недрах района залегают каменный уголь, золото и многие другие полезные ископаемые.


(читать подробнее: Полезные ископаемые)


Первые сведения о геологическом строении территории района дал академик Миддендорф в 1844. Им на реке Бурее был обнаружен пласт каменного угля. С этого момента был еще ряд посещений района геологами и различными экспедициями. Но систематическое изучение началось с 1928 года. В этом году Н. А. Хрущевым было осмотрено Умальтинское и Янканское месторождение полезных ископаемых и организовано детальное изучение его.


(читать подробнее: Исследователи района)


Промышленность района (по данным на 1972 год).

Промышленное освоение района началось особенно в годы первых пятилеток. С 1930 года в районе работает много экспедиций и начинается детальное изучение и освоение угольного бассейна. С этого момента начинает быстро расти и население района.


(читать подробнее: Население района)


Центр района до 1943 года находился в селе Чекунда, который почти не имел никакой связи с другими поселками. Работники районных организаций летом добирались до населенных пунктов на лодках и пешком, зимой на лошадях. В целях приближения районных организаций к промышленности, районный центр был переведен в рабочий поселок Средний Ургал, а сентября 1954 года районный центр находится в поселке Чегдомын.

В связи с освоением угольного бассейна и Умальтинского молибденового месторождения район перестал быть оторванным и труднодоступным. Он стал связан с Транссибирской магистралью железнодорожной веткой Чегдомын-Известковая, до Хабаровска можно за час долететь самолетом.


Экономика района представлена такими промышленными предприятиями, как Софийск, шахтоуправление «Ургальское», объединение «Ургаллес», Ургальский кирпичный завод, сокоэкстрактный и колбасный завод, Ургальское строительное управление и другими.

Самым старым промышленным предприятием является Софийский прииск, который начал свое существование с 1875 года. С 1875 по 1952 год Нимано-Ургальская золотоносная система отрабатывалась мускульным способом отработано более 100 месторождений, добыта не одна сотня тонн золота.

До Великой Октябрьской социалистической революции эксплуатация рассыпных месторождений носила хищнический характер. За годы Советской власти отработка рассыпных месторождений была упорядочена. В связи с тем, что участки, пригодные для мускульной добычи были отработаны в 1952 году, прииск Софийск был законсервирован. Но здесь остались балансовые запасы, годные для механической добычи. На базе этих запасов сейчас работают драги и гидравлики. Раньше прииск Софийский не имел никакой связи с другими населенными пунктами района. А сейчас связан телефоном, построена дорога и высоковольтная электролиния с Агаджинской ТЭС Селемджинского района. В поселке золотодобытчиков имеется все необходимое – средняя школа, больница, детский сад-ясли, торговые предприятия и другие социально-культурные учреждения. Культурно-бытовые вопросы в поселке Софийск решены лучше, чем в других населенных пунктах района.


(Читать подробнее: Софийск)


Вторым крупным промышленным предприятием до 1962 года был Умальтинский рудник. Умальтинское молибденовое месторождение было открыто в 1913 году местным жителем – зимовщиком Гилевым. Будучи на рыбалке, он нашел на реке Умальта кусок кварца с молибденитом. Первые попытки разведать Умальтинское молибденовое месторождение были сделаны частным владельцем Мишуковым-Вдовиным в 1917 году. Он пробил одну яму, которую затопило водой. На этом работы были прекращены.

Планомерное изучение месторождения началось с 1928 года геологоразведочной партией под руководством геолога Н. А. Хрущева. В 1931 году месторождение было передано промышленности. В 1935 году началась его эксплуатация.


(читать подробнее: Умальта)


Ведущим предприятием является Ургальское шахтоуправление, эксплуатирующее Буреинский угольный бассейн. Первые сведения о залежах угля относятся к 1884 году - получены они Миддендорфом. А официальное открытие Ургальского месторождения каменного угля относятся к августу 1931 года сотрудниками Янканской геолого-разведочной партии. С этого момента началось детальное изучение месторождения. Огромные запасы каменного угля и возможность получения из него кокса создали определенную перспективу развития Буреинского угольного бассейна.

С 1939 года началось строительство шахт, подсобных хозяйств и культурно-бытовых объектов. В течение 1939-1940 гг. были заложены 4 штольни общей мощностью 700тыс. тонн в год.


Постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 4 февраля 1941 года «О развитии Буреинского бассейна» предполагалось дальнейшее развитие строительства шахт и комплексное освоение месторождения. Намечалось довести добычу угля в 1945 году до миллиона тонн в год.

Начавшаяся Великая Отечественная война прервала развитие угольных шахт. С 1943 года по 1947 год строительство было законсервировано. В 1949 году в принятом постановлении Совета Министров «О развитии металлургической промышленности на Дальнем Востоке» предусматривалось широкое освоение и Буреинского угольного бассейна. За эти годы Ургальская шахта превратилась в крупное механизированное угольное предприятие с годовой добычей более 1 млн. 200 тыс. тонн угля в год.

Совершенствование предприятия и рост добычи угля видны из следующих цифр:

В 1949 году в очистных забоях шахты работала одна грузовая машина и было добыто 56951 тонна угля; в 1951 году в шахте работало 5 врубовых машин и внедрился один угольный комбайн «Донбасс-1», было добыто 333367 тонн угля; в 1966 году в шахте работало 19 угольных комбайнов и было выдано на-гора 1200530 тонн угля.

В результате внедрения новейшей горнопроходческой техники скорость проходки горных выработок выросла более чем в 4 раза.

В конце VIII пятилетки начали переходить на более прогрессивную выемку угля – узкозахватными комбайнами. За последние годы среднемесячная производительность узкозахватного комбайна поднялась в полтора раза и составила 16730 тонн. Средняя нагрузка на лаву в Ургальской шахте более 500 тонн в сутки, а в среднем по Министерству угольной промышленности – 331 тонна. В конце пятилетки получила путевку в жизнь тысячная лава.

Коллектив шахты, завершив выполнение восьмого пятилетнего плана 17 декабря, выдал на-гора сверх задания 38 тыс. тонн угля.

В связи с ростом и развитием Ургальской шахты растет и благоустраивается шахтерский поселок, районный центр – пос. Чегдомын. Он начал закладываться в 1939 году. С 1943 по 1948 год в связи с консервацией шахты поселок был тоже законсервирован. По-настоящему развитие поселка началось с 1949 года. За 23 года в Чегдомыне построены тысячи квадратных метров благоустроенного жилья, две типовых школы, банно-прачечный комбинат, прачечная-химчистка, комбинат бытового обслуживания, медицинский городок, кинотеатр, спортивный зал, АТС, колбасный, сокоэкстрактный, кирпичный заводы. В стадии строительства находятся районный Дом культуры, гостиница на 50 мест. В настоящее время в поселке имеется 2 средних, 2 восьмилетних и 1 начальная школы, школа рабочей молодежи, более 30 магазинов, 2 столовых, 2 кинотеатра, 4 библиотеки.

Район богат лесом. Почти 55 тыс. квадратных километров – 80% территории покрыто лесом. Лесные богатства Буреинской тайги длительное время оставались нетронутыми.

Только в апреле 1952 года был организован Согдинский леспромхоз. В настоящее время создано объединение «Ургаллес», организовано 5 леспромхозов и строится шестой на разъезде «Брусничный». Сейчас район по заготовке леса занимает одно из ведущих мест среди районов хабаровского края.

Лесная промышленность получит и дальнейшее развитие в девятой пятилетке. Вывозка деловой древесины возрастет на 21%. Будет организована переработка лесных отходов на технологическую щепу в объеме 380 тыс. кубометров в год и заготовка живицы (серы) в объеме 4 тыс. тонн в год.


(Читать подробнее: Ургаллес)


Наш район связан с Транссибирской магистралью железнодорожной веткой Чегдомын – Известковая. Изыскания трассы для Байкало - Амурской магистрали, частью которой остается наша ветка, производилась с 1932 года проектной организацией «БАМтранспроект» под руководством Т. Гвоздевского. Проект и изыскание средств трассы был, в основном закончен в 1938 году. С 1938 года началось строительство. Строительство велось в исключительно трудных условиях.


(Читать подробнее: Строительство БАМ).


Задание правительства было пропустить паровоз до Ургала в 1941 году. Срок строительства был очень короткий. Поэтому, пока строилось жилье, основное ядро строителей уже сооружало земляное полотно дороги, строили мосты и другие сооружения. Нам сейчас трудно представить, как с кайлом, лопатой и тачкой за 2 года можно было построить железную ветку протяженностью 34 километра. Первый паровоз пришел на станцию Ургал 7 ноября 1941 года.


(читать подробнее: Голямов, П. Первый поезд)


С постройкой железнодорожной ветки пошло заселение и освоение района по многим отраслям хозяйства. Наряду со строителями шли изыскатели, которые рекомендовали участки земли под разработку для сельскохозяйственных культур.

От Ургала шло строительство все дальше на Комсомольск. Во второй половине 1942 года по решению Государственного Комитета Обороны железнодорожная ветка была законсервирована, верхние строения, металлические части мостов были сняты.

С ноября 1945 года началось восстановление и продолжение строительства всей дороги от Известковой до Комсомольска. До станции Ургал дорога была закончена и сдана в эксплуатацию 1 июля 1951 года. В этом же году было прекращено строительство дороги на участке от Ургала до Комсомольска.

На нашей ветке много искусственных сооружений. Есть железнодорожные срочные мосты через реки Яурин, Тырму, Сутырь, Ягдынью, Чегдомын. Всего на участке в 340 километров построено 148 искусственных сооружений.

В восьмой пятилетке была начата реконструкция железнодорожной ветки. Были проведены большие работы по улучшению верхнего строения полотна дороги, что позволило заменить паровозы тепловозами.

Широко развернувшееся в последний год девятой пятилетки строительство Байкало-Амурской магистрали самым непосредственным образом коснулось и Верхнебуреинского района. В пределах района протяженность трассы составит 390 км, она пройдёт по сложным в геологическом отношении участкам.


(читать подробнее: Строительство БАМ)


Сельское хозяйство.

Всего каких-нибудь 40 лет назад сельское хозяйство в районе находилось в зачаточной стадии, причем преобладающей отраслью было оленеводство.

В 1925 году в районе проживало 153 семьи, у которых имелось 1 469 голов оленей, 30 лошадей, 60 голов крупного рогатого скота, 4 свиньи и 156 собак. Посевная площадь составляла 3,5 гектара. Причем из 153 семей 100 занималось охотой, 30 рыболовством. Большинство населения вело кочевой образ жизни.

Массовый переполох в оседлой жизни населения начался в период коллективизации. В 1930-32 годах местное население было объединено в колхозы «Негу-Геван», имени Колесова, «Путь Ленина» и «Красный охотник». До организации колхозов якуты и эвенки понятия не имели о земледелии. Незначительные посевы и поголовье скота было в русских селениях – в Чекунде и в нескольких небольших заимках, расположенных между Чекундой и Усть-Ниманом.

Со временем организации колхозов в быт северных народностей внедряется земледелие и животноводство. В первый же год организации колхозов посевные площади возросли до 41 гектара, а в 1938 году они уже составляли 100 гектаров.

В связи с развитием промышленности резко повысился спрос на продукты сельского хозяйства и особенно на овощи, что привело к увеличению посевных площадей. Земледелие в экономике национальных колхозов стало занимать уже не второстепенное место. Наряду с ростом посевных площадей и поголовья животноводства в колхозах развитие сельского хозяйства шло и по другим направлениям. При промышленных предприятиях были созданы подсобные хозяйства. В 1952 году был организован совхоз «Аланап». Совхоз и подсобные хозяйства стали производить сельскохозяйственной продукции в количестве, почти полностью обеспечивающем потребности населения. В связи с этим отпала необходимость в том, чтобы охотопромысловые колхозы занимались земледелием в таких масштабах.

В 1954 году райком партии и райисполком приняли решение об изменении направления хозяйства колхозов «Путь Ленина», «Негу-Геван», имени Колесова, а в 1956 году и колхоза «Красный охотник», основным занятием в них опять стал охотопромысел.

Для более правильного и планомерного освоения богатств нашей тайги на базе охотопромысловых колхозов в 1961 году был создан Верхнебуреинский коопзверпромхоз с пятью производственными участками. За годы восьмой пятилетки коопзверпромхоз заготовил и сдал государству более чем на 566 тыс. рублей пушнины, 950 тонн ягод, 246 тонн грибов.


(Читать подробнее: Средний Ургал, коопзверпромхоз)


В колхозе «Аланап» урожайность картофеля с 50,9 центнеров с гектара в 1966 году достигли 95 центнеров к 1970 году. Надой на одну фуражную корову достиг рубежа 3000 килограммов.

Совхоз за 5 лет сдал государству 3981 тонну картофеля, 675 тонн овощей, 3193 тонн молока и 353 тонны мяса.


Значительно увеличилось производство продукции растениеводства и животноводства в подсобном хозяйстве ОРСа Ургальского шахтоуправления. Урожайность картофеля увеличилась со 117 центнеров до 164 центнеров с гектара. Валовый надой молока вырос с 538, 2 тонн до 700 тонн в год. Все это в значительной степени позволило улучшить снабжение населения продуктами растениеводства и животноводства.



Местная промышленность.

В целях наиболее полного использования даров тайги и удовлетворения запросов населения за последние годы получила значительное развитие местная промышленность, которая в данный момент представлена Чегдомынским сокоэкскрактным заводом, колбасным заводом, Чегдомынским и Тырминским хлебозаводами.

Сокоэкстрактный завод, созданный на базе райпищекомбината, является солидным предприятием. Варенья, экстракты, джемы и другие виды продукции этого завода из дикоросов известны далеко за пределами района и даже страны и всюду пользуются большим спросом.


(читать подробнее: Сокоэкстрактный завод)


Для обеспечения колбасными изделиями в поселке Чегдомын построен колбасный завод, который вырабатывает в широком ассортименте и достаточном количестве колбас и копченостей, необходимых для удовлетворения запросов населения. С 1957 года на колбасном заводе работает цех по выработке мороженого.


(читать подробнее: Колбасный завод)


В 1954 году вступил в строй действующих предприятий района Ургальский кирпичный завод, продукция которого, в основном, идет на нужды строительства производственных и культурно-бытовых объектов.


(читать подробнее: Кирпичный завод)


Строительство.

Строительство Ургальских шахт и шахтерского поселка началось в 1939 году. С 1943 по 1948 год развитие бассейна и строительства поселка было законсервировано. По-настоящему строительство шахт и поселка началось с 1949 года.

Для строительства шахт, жилья, культурно-бытовых объектов была организована строительная организация – трест «Бурейшахтострой». Впоследствии в связи с сокращением объемов строительства было создано одно строительное управление. За 20 с лишним лет строителями построено много производственных и культурно-бытовых объектов. Это шахты Ургала со всеми подсобными цехами, обогатительная фабрика, кирпичный, сокоэкстрактный, колбасный заводы, Ургальская ЦЭС, хлебозавод, десятки тысяч квадратных метров жилья, две типовые школы, банно-прачечный комбинат, комбинат бытового обслуживания, комплекс лечебных учреждений, летний и зимний кинотеатры, прачечная, химчистка, здание автоматической телефонной станции и много других культурно-бытовых объектов.


Несмотря на значительное уменьшение численности работающих на строительстве, освоение капительных вложений не только не сократилось, но и значительно возросло. Если «Бурейшахтострой» осваивал до 18 тысяч капвложений (в старом исчислении) в год, то Ургальское строительное управление план строительно-монтажных работ на 1972 год имеет более 3 млн. рублей (в новом исчислении).

Значительный рост производительности труда в строительстве стал возможен благодаря механизации строительных работ, применению сборных железобетонных конструкций.

Кроме Ургальского строительного управления ремонтные работы и строительные работы в районном центре и других населенных пунктах района ведет созданный в 1969 году ремонтно-строительный участок, который на 1972 год имеет план освоения средств на капитальный ремонт и строительство наших объектов в сумме 440 тыс. рублей.


Культура и быт.

За годы Советской власти в районе выросли благоустроенные посёлки и села. Это рабочие поселки Софийск, Средний Ургал, Чегдомын, Тырма, Ургал, Согда, села: Шахтинское, Усть-Ниман, Аланап, Усть-Ургал, Чекунда. Для рабочих и служащих только по государственной линии построено более 200 тысяч квадратных метров жилой площади. В селах и рабочих поселках индивидуальными застройщиками с помощью кредитов государства построено свыше 2 тысяч индивидуальных домов.

За 45 лет район покрылся густой сетью социально-культурных учреждений. Где раньше не знали, что такое книга, там сейчас открыты школы, клубы, библиотеки. Если в 1926 году из 392 человек населения умели читать и писать только 96, то сейчас в районе полностью ликвидирована неграмотность. В настоящее время в районе работает 15 общеобразовательных школ, ежегодно более 4 тысяч детей занимают свои места за школьными партами. Годовой бюджет школ и дошкольных учреждений нашего района в настоящее время составляет 1,5 млн. рублей. В школах района работают более 250 преподавателей. 50 преподавателей награждены орденами и медалями.

До установления Советской власти на территории района не было ни больниц, ни медицинских работников. Жители обращались за помощью к невежественным шаманам и знахарям.

Прошло чуть более полувека и положение коренным образом изменилось. На нужды здравоохранения в районе сейчас ежегодно расходуется более миллиона рублей. На страже здоровья трудящихся стоят более 200 врачей и средних медицинских работников. Не было ни одной библиотеки. Сейчас в районе имеется 7 Домов Культуры, 8 клубов, 28 стационарных и 27 передвижных библиотек с книжным фондом более 200 тысяч томов, 20 киноустановок, из них 14 широкоэкранных, 10 лет работает музыкальная школа.

Бытовым обслуживанием населения района занимается комбинат бытового обслуживания, который создан на базе промартели «Вперед» в 1960 году в пос. Чегдомын. Он имеет свои филиалы в Тырме, Софийск, Согде. Население других сел и поселков обслуживается путем периодических выездов в них работников комбината. В настоящее время комбинат бытового обслуживания оказывает населению 30 видов услуг: пошив и ремонт одежды, ремонт обуви, часов, вязка трикотажных изделий, фотография, услуги парикмахерских, прокат вещей и другое.

Кроме того к услугам населения имеются мастерские по ремонту сложной бытовой техники, радио и телеаппаратуры, химчистка-прачечная.

В районе создана широкая сеть торговых предприятий: имеется 84 магазина, 19 столовых, 15 буфетов. За годы 8-й пятилетки товарооборот вырос на 6,5 млн. рублей.

Для обслуживания населения автомобильным транспортом в 1958 году в районе было создано Чегдомынское автохозяйство Хабаровского автотреста, которое имело тогда 2 25-местных автобуса и 2 грузовых автомобиля. В 1962 году это хозяйство объединило весь ведомственный автотранспорт предприятий и организаций райцентра. Это позволило значительно улучшить экономические показатели работы автомобилей. В настоящее время Чегдомынское автопредприятие является крупным транспортным хозяйством, насчитывающим более 100 автомашин различных марок, в том числе 26 комфортабельных автобусов. Автобусное движение организовано не только в районном центре. Регулярное движение организовано между поселками Средний Ургал, Веселый, ЦЭС и в пос. Тырма.


Источник:

Созутов, И. Т. Наш район. В июне 1972 года исполняется 45 лет со дня образования Верхнебуреинского района: в помощь лектором, пропагандистам, политинформаторам, - 1972 г. / И. Т. Созутов // Музейный материал.

Made on
Tilda