Обзор журнала
«Дальний Восток»
№ 6 / 2022
(ноябрь – декабрь)
Обзор составила А.В. Матвеева, библиограф ЦБ

В рубрике «По живому следу» опубликована статья Л.В.Салеевой "Архив дальневосточного учёного", посвященная исследователю, краеведу, писателю, журналисту и редактору отдела публицистики журнала "Дальний Восток" – Виктору Ивановичу Ремизовскому, которому 27 декабря 2022г. исполнилось бы 90 лет. Его нет с нами несколько лет, но память об этом удивительном, многогранном и талантливом человеке осталась. В Государственном архиве Хабаровского края хранится фонд личного происхождения, в котором сосредоточено 293 ед. хранения. Это документы, книги, личные и семейные фотографии В.И.Ремизовского, которые отражают его взгляд на мир, жизненную философию, рассказывают о его непростой судьбе. Виктор Иванович – профессор и академик Дальневосточной народной академии наук, почетный член Приамурского географического общества, доцент кафедры издательского дела и журналистики филологического факультета Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Автор более 20 книг и 500 публикаций. Благодаря большой исследовательской деятельности ему удалось подготовить несколько изданий, в которых собраны биографические сведения о геологах, геофизиках и нефтяниках Северного Сахалина.


Виктор Иванович Ремизовский
Источник фото

Каждая статья – это преклонение перед людьми, которые самоотверженно служили Родине. С 2005 года В.И.Ремизовский работает в редакции журнала «Дальний Восток» заведующим отделом очерка и публицистики, где проявились его незаурядные способности в области литературы. Монография «История печати на Дальнем Востоке», справочник «Редакторы газет Дальнего Востока», в котором собраны биографические сведения о самых первых редакторах Дальнего Востока, продолжают серию книг, посвященных первопроходцам самых разных направлений. Виктор Иванович всегда поражал широтой своих интересов, сферой познаний литературы, истории, географии, геологии, краеведения и даже кулинарии, был прекрасным рассказчиком и необыкновенным собеседником. Он и сегодня остаётся известным человеком в литературном мире города Хабаровска. И не только. Знают его в Приморье, на Сахалине, Камчатке, да и на всём Дальнем Востоке.

Диана Слипецкая
Источник фото

В разделе «Общая тетрадь» в публикации «Сказания Земли Амурской» интересно будет познакомиться с авторскими сказками Дианы Слипецкой - удивительной хабаровской девушки, уникальной художницы, которая, несмотря на серьёзные нарушения зрения, в свои двадцать с небольшим лет владеет сложнейшими техниками рисунка, имеет на счету более 20-ти персональных выставок, ведёт научную работу, является студенткой худграфа и членом Союза молодых художников Хабаровского края. Диана рисует и выставляется с раннего детства. При этом почти все её работы посвящены этнокультуре малых народов Приамурья.

Храбрая Нэку. Бумага, акварель, 2021 г. Автор: Д. Слипецкая

Девушка говорит, что в детстве на неё неизгладимое впечатление произвели «Амурские сказки» Дмитрия Нагишкина с великолепными иллюстрациями Геннадия Павлишина. «Вот с тех пор и началось. Во-первых, герои будущих картин стали приходить к ней во сне, а, во-вторых, она сама стала сочинять сказки. Немного наивные, но чистые и звонкие, как вода в горных речках Приамурской тайги, и яркие, как саранки и ирисы на наших весенних лугах».

«Не буду скрывать, что в своих картинах я стараюсь передать то видение мира, что исходит не только от меня самой, но и является частью общего мировоззрения народов Амура. С их пониманием человеческой красоты, отношением к природе, даже своеобразным символизмом в жизни. И я бесконечно счастлива, что могу донести до людей настоящую красоту дальневосточной земли».


Диана Слипецкая
Источник фото
К родным берегам. Бумага, акварель, 2021 г. Автор: Д. Слипецкая

Искусствоведы пророчат девушке большое будущее. А редакторы журнала «Дальний Восток» отмечают, что «публикация сказок Дианы с её же картинами (некоторые из которых представлены на разворотах журнала) – один из самых необычных и интересных дебютов в издании за многие годы».

Мария Иосифовна Бойко (вскорости Клипель)
Источник фото

В рубрике «Страницы истории» представлена статья Владимира Пылаева «В двадцать девичьих лет», которая рассказывает об удивительном человеке – жене дальневосточного писателя-фронтовика Владимира Клипеля – единственной в годы Великой Отечественной войны женщине - командире разведвзвода.

Лидия Яковлевна Славутская
Источник фото

В разделе «Культура и искусство» Светлана Фурсова освещает жизненный и трудовой путь заслуженного работника культуры РФ - Лидии Яковлевны Славутской, которая более 40 лет являлась режиссёром Хабаровской студии телевидения.

Татьяна Иннокентьевна Гладких
Источник фото

В рубрике «Критика и библиография» автор Ольга Александрова-Осокина приводит обзор произведений хабаровской писательницы Татьяны Гладких, творчество которой рассматривается как явление «духовного направления» в русской литературе рубежа XX-XXI веков. В статье анализируется тематика, ценностно-смысловая система, поэтика произведений Т.И.Гладких; обосновывается мысль о том, что затронутые автором темы: человек, история, отечество - раскрываются в русле христианского (православного) миропонимания.

В той же рубрике представлен очерк Андрея Румянцева «Заливная песнь соловьиная...», посвященный 180-летию со дня кончины известного русского поэта - А.В.Кольцова. «Люди, подобные Кольцову, не привыкли умиляться «простонародным бытом»; они хорошо знали и его прозу, и поэзию. Но их не ожесточали, не огрубляли и тяготы народной жизни; они трезво видели её духовные изъяны и её духовную красоту. В степи, на среднерусской равнине родились стихи Алексея Кольцова, и кажется, что ему и не надо было искать слова, учиться мастерству складывать их в певучие, запоминающиеся строки…». Но чтобы достичь высокой классической простоты в своих произведениях, поэт занимался самообразованием всю свою жизнь.

Алексей Васильевич Кольцов
Источник фото

«Нет голоса в душе быть купцом, а всё мне говорит душа день и ночь, хочет бросить все занятия торговли – и сесть в горницу, читать, учиться. Мне бы хотелось… сначала поучить хорошенько свою русскую историю, потом естественную, всемирную, потом выучиться по-немецки, читать Шекспира, Гете, Байрона, Гегеля, прочесть астрономию, географию, ботанику, физиологию, зоологию, Библию, Евангелие и потом года два поездить по России...»

Кольцов поверяет Белинскому своё страстное желание:

Кроме того, Алексей Васильевич, изредка наведываясь в обе русские столицы, спешит в театры, на музыкальные концерты, в мастерские художников; не упускает случая познакомиться и поближе сойтись с людьми искусства. «Поэзия Алексея Кольцова, как ничья другая в отечественной литературе, полна афористичных строк, похожих на пословицы, поговорки, присловья. Его речь – и в стихах, и в письмах – напоминает живые, образные «речения» народных златоустов, которых всегда ценили на Руси». На стихи Кольцова за полтора столетия было написано около восьмисот романсов. К его лирике обратилось более трёхсот композиторов. Уже само это говорит о необычайных, притягательных качествах лирики поэта, о его большом даровании. Стихи и песни Кольцова - с их грустью и тоской, жаждой счастья, надеждой на лучшее - трогают умы и сердца и сегодня. Наверное, потому что это песни о земле, которая нас кормит, о душе русского народа...

Made on
Tilda