Обзор журнала
«Дальний Восток»
№ 2 / 2023
(март – апрель)
Обзор составила А.В. Матвеева, библиограф ЦБ

В рубрике «Культура и искусство» Виктория Шишкина знакомит нас с историей развития и особенностями такого необычного вида графического искусства, как каллиграфия, и с творчеством хабаровчанки Инны Зосимовой (работы которой представлены на разворотах журнала) - молодого мастера, работающего в этой редкой технике.


Инна Зосимова
Источник фото

Мой город - 1. Бумага, тушь, смеш.техника,

2018 г.

40х40 см

Источник фото

Каллиграфия - это искусство красивого письма, в котором отражена целостность отдельных букв и всего текста, его гармоничность, форма и ритм; это буквы, написанные вручную, исходя из возможностей инструментов, техники, материалов, это вид искусства, где текст органично дополняет рисунок. Сочетание написанного и окружающего пространства придаёт каллиграфии шарм и изящество, узоры и акценты.

«Возможности каллиграфии таковы, что ты можешь с её помощью даже писать портреты. То есть, конечно, это буквы, а на листе возникает изображение человека. Оказывается, существует бесконечное множество вариантов написания одной и той же буквы, и всякий раз она будет выглядеть по-другому. Иногда едва узнаваемой. Изящное письмо вручную - куда больше, чем просто красивый почерк, это не просто вырисовывание слов и букв и не разновидность утончённого шрифта, это целое искусство».


Инна Зосимова
Источник фото

Живи. Люби. Твори. 2020 г.

Холст, акрил,

30х30 см

Источник фото

«Каллиграфические произведения Инны Зосимовой многослойны, эмоциональны и динамичны, интересны и узнаваемы. Автор создаёт композиции из текстов, отдельных символов и цифр, с помощью росчерков вводит иллюстрации, а некоторые текстовые композиции сами являются иллюстрацией. В каждой её картине есть скрытый смысл, который хочется разгадывать».

Инна Зосимова, являясь членом Союза художников России, успешно совмещает творческую и общественную деятельность: проводит каллиграфические курсы, мастер-классы, обучая детей и взрослых, активно участвует в художественных выставках различного уровня: городских, региональных, международных, всероссийских; непрерывно повышает свой профессиональный уровень и удивляет зрителей новыми, запоминающимися работами.

Николай Семченко
Источник фото

В разделе «Юбилей» публикация Александры Николашиной «Голос из прекрасного далёка» посвящена памяти дальневосточного писателя - Николая Семченко, которому в 2023 году исполнилось бы 70 лет.

Николай Васильевич - член Союза писателей России. За почти 35-летнюю публицистическую и литературную деятельность вышли в свет десятки его очерков, повестей, романы. Его книги, как страницы России, рассказывают о жизни, культуре, традициях дальневосточников. Заслуженно произведения хабаровского писателя Семченко признаны одними из лучших в нашей стране.

С особой теплотой вспоминает А.Николашина о встречах с этим прекрасным человеком, о его замечательной книге «Яблоко по имени Марина», которая когда-то получила первое место в номинации «Лучший любовный роман года» и которая рассказывает «о платонической любви подростка ко взрослой «роковой» женщине, в которую был влюблён весь посёлок».

Имя Н.Семченко навсегда вписано в историю нашего края. Николай Васильевич - заслуженный работник культуры Российской Федерации, он был членом редколлегии журнала «Дальний Восток», ответственным секретарём краевой газеты «Тихоокеанская звезда», действительным членом Приамурского географического общества и обладателем наград всех уровней. Он внёс большой вклад в развитие дальневосточной литературы, журналистики и краеведения.

В рубрике «Проза» опубликована повесть главного редактора журнала «Дальний Восток» - Александры Николашиной, которая в апреле 2023 года отметила свой 75-летний юбилей. Писать художественные произведения Александра Викторовна начала в 1986 году. По её словам, начала заниматься литературной деятельностью она «не из тщеславия», а из-за свалившегося психологического кризиса. На данный момент опубликовано множество повестей Александры Николашиной: «Жонглёр Богоматери» (1994), «Восьмерка “У”» (1998), «Старое, очень старое вино» (2005), «Домик для ангелов» (2013). Также увидели свет несколько её романов: «Вершина круга» (1991), «Комета Галлея» (1996), «Поживите без меня» (2003), «За то, что Бог не спас» (2012). Некоторые её произведения вошли в авторский сборник «Поживите без меня», изданный в Хабаровске в 2003 году.

Александра Николашина является членом Союза писателей России. По словам экспертов, «она как Пикассо, Кустодиев, Репин, Решетников, Серебрякова - рисует словами житейские и бытовые сцены до мельчайших подробностей. Да так реалистично, что читатель, проглатывая текст, ощущает себя не где-то в стороне от героев, а прямо в эпицентре событий, рядом с её персонажами».

Умная, ироничная, парадоксальная проза Александры Николашиной удивляет, захватывает, поражает. Её искренность всегда потрясает.

«У неё прекрасный литературный язык, на каждый случай жизни находится цитата или литературная ассоциация. Её произведения читаются на одном дыхании, "цепляют" и остаются в памяти».

А в разделе «Критика и библиография» Галина Романова знакомит читателей с книгой А.Николашиной «Вершина круга», давая подробный анализ произведения, раскрывая образы героев и сюжетную линию, делясь своими впечатлениями о прочитанном.

О своём романе «Вершина круга» Александра Николашина писала следующее: «Роман был автобиографический, как у большинства людей, которые начинают писать что-то своё. Я рассказала в нём о своём дедушке, которого на самом деле звали Войцех – он был сыном зажиточного польского крестьянина, сумевшего дать сыну образование, и я горжусь тем, что он приехал на Нижний Амур в качестве военного врача чуть позже Невельского. Таким образом, я – дальневосточница в третьем поколении. А Августой звали мою маму, и роман, в общем-то, был посвящён ей».

«Проза А.Николашиной кажется автобиографичной, независимо от того, кто ведёт рассказ. Всё, о чём идёт речь в её книгах, узнаваемо – это наша жизнь со всеми её парадоксами, неурядицами, проблемами и радостями. Однако, ирония, острая шутка, нередко встречающаяся в произведениях Александры Николашиной, возносит её героев и над надоедливым бытом, и над трагическими обстоятельствами. В итоге у Александры Викторовны получаются книги увлекательные по сюжету и мудрые, жизненные по своему содержанию. Не менее интересна работа автора и в качестве главного редактора журнала «Дальний Восток». Однажды А. В. Николашина сказала: «Единственное, что я действительно люблю в этой жизни, – это хорошую прозу и поэзию. И здесь я кое в чём разбираюсь». И делом навсегда подтвердила правоту своих слов. Ведь журнал-корабль «Дальний Восток», ведомый твёрдой рукой хрупкого штурмана Александры Николашиной, находится в уверенном плавании».

Made on
Tilda