Обзор журнала
«Дальний Восток»
№ 3 / 2023
(май – июнь)
Обзор составила А.В. Матвеева, библиограф ЦБ

В разделе «Культура и искусство» в статье «О преступлении, консервах и мгновениях абсолютной свободы» представлено интервью с Анастасией Номар, хабаровской художницей-ювелиром (фотографии её работ можно увидеть на разворотах журнала). Примечательно, что в 2022г. изделия мастера попали в постоянную коллекцию Музея истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге.


Анастасия Номар
Источник фото

Работы Анастасии Номар

Галерея им.Федотова, г. Хабаровск

Источник фото

Особое место среди работ А.Номар занимают колье, потому что это «модуль, это проекция человека, оно более демонстративное, сразу бросается в глаза, находится на самом видном месте, и здесь больше простора для творчества». И получается полноценное произведение искусства, самодостаточное.

«Мне в этих украшениях хочется выражать животную стихию, необузданную, но в современном обличье. Одна логика в ювелирном творчестве для меня неприемлема. Я стремлюсь в этот суровый металл вложить свои чувства, эмоции, задать бешеный посыл, чтобы он там замер. Это для меня высший предел: когда в материалах замерло чувство навсегда. Законсервировать эту чувственность, жизнь. Пройдёт время, и эти сложные эмоции увидит другой зритель. Я выражаю свои эмоции сегодня, но для кого-то они будут понятны и много лет спустя…В этом отличие от просто ювелирных изделий: авторское искусство несёт художественный образ, который будет считан (воспринят) другими людьми. Творческие работы – это прежде всего выражение моей личности, переживаний. Сильные, эффектные вещи получаются, когда ты на пределе каких-то сильных чувств. И зрители, жюри видят этот накал, эту мощь, этот клубок эмоций, который я вложила в своё произведение. И хочется творить, продолжать. Я в пике технологической формы».


Анастасия Номар
Источник фото

В рубрике «Общая тетрадь» публикация Марины Дубининой посвящена 85-летию знаменитого хабаровского дирижёра - Виктора Тица. Трудно найти хабаровчанина, который бы не слышал о нём. Виктор Зигфридович - Почетный гражданин Хабаровска, заслуженный деятель искусств, лауреат премии им.Дьяченко, просветитель города, он также отмечен в энциклопедии «Лучшие люди России». Можно сказать, что Виктор Тиц «создал» Дальневосточный симфонический оркестр. Создал не в буквальном смысле, так как приехал на Дальний Восток только в 1967 году, когда оркестр уже существовал, но сформировал его, вдохнул душу, дал направление на многие годы вперёд. Всё, что он знал и умел, Виктор Тиц передал своему детищу – оркестру, который он возглавлял 28 лет.

Виктор Тиц
Источник фото
Дальневосточный симфонический академический оркестр
Источник фото

При В.Тице оркестр обрёл свои лучшие качества: гибкость, пластичность, широту дыхания, масштаб звучания, стилистический универсализм, позволяющий оркестру быть «на высоте» в исполнении старинной и современной музыки, произведений венских классиков, романтиков, импрессионистов.

Под руководством Виктора Зигфридовича оркестр вёл и огромную просветительскую работу. Абонементы концертов включали европейскую классику от Баха и Вивальди до Малера и Гершвина, русский символизм от Глинки до Шостаковича и Шнитке, музыку дальневосточных композиторов. Важным разделом деятельности оркестра была музыка для детей, где через музыкальную сказку воспитывался музыкальный вкус подрастающего поколения. Творческие достижения оркестра были известны не только в Дальневосточном регионе России, но и далеко за его пределами – в США, Корее, Японии, Китае, куда неоднократно приглашался знаменитый коллектив. Выступать с оркестром, руководимым В.З.Тицем, считали за честь многие профессиональные музыканты и вокалисты.

«Талантливый дирижер, обладающий редким музыкальным даром, безукоризненным вкусом, высокой требовательностью к качеству музыки и ее исполнению, человек исключительной скромности и порядочности, высокой культуры, подлинный интеллигент - В.З.Тиц пользовался огромным уважением среди музыкантов и жителей Хабаровского края и других регионов, где проходили гастроли оркестра. За большой вклад в развитие культуры и искусства, активную общественную деятельность в 2002 г. ему было присвоено почётное звание «Народный артист Российской Федерации». Самоотверженная преданность музыке, огромный талант и высочайшее мастерство навсегда вписали его имя в историю российского музыкального искусства. А оркестр, которому он служил, продолжает покорять слушателей прекрасной игрой, сохраняя память о своём маэстро».

«В разделе «Проза» можно найти произведения, посвящённые Великой Отечественной войне: это повесть Анатолия Валевского «Королева Марго» (о детях в эвакуации), рассказы дебютантов Юлии Кожевой, Андрея Пучкова и Юрия Хобы».


В рубрике «Критика и библиография» интересно будет познакомиться с работой известного московского автора Александра Балтина «Поэты Победы» (о творчестве А.Твардовского, С.Наровчатова, Н.Панченко, В.Шефнера, В.Субботина, А.Яшина, Арс.Тарковского и др.) и с небольшим литературоведческим очерком хабаровской писательницы Татьяны Гладких «Царство рыб и куликов».

Т.Гладких пишет: «Сама я далека от рыбалки, но люблю перечитывать книгу Сергея Тимофеевича Аксакова «Записки об уженье рыбы». Мне нравится в ней великолепный русский язык, светлая жизненная философия и даже то, что автор (как сам признавался) написал её для «собственного удовольствия».

Сергей Петрович Кучеренко
Источник фото

После книг Аксакова тема природы

(и, конечно, рыбалки) заняла заслуженное место в отечественной литературе. Большие и малые реки России со всеми их обитателями стали одной из ведущих тем в произведениях многих наших дальневосточных поэтов и прозаиков. Так, зачинателем прозы об Амуре и его рыбах можно считать писателя Т.М.Борисова. Знатоком и любителем рыбной ловли был и П.С.Комаров. У А.М.Грачёва известны очерк «Рыбацкая нива» и повесть «Сторожка у Буруканских перекатов». Известный писатель - натуралист С.П.Кучеренко - автор более 20 книг о дальневосточной природе. Среди них - «Рыбы Амура», «Караси моего детства», «Рыбы у себя дома».

Авторы всех этих произведений не только «приглашают своих читателей в «царство рыб и куликов», но и говорят о экологических, научных и нравственных проблемах, создают яркие художественные образы приамурской природы, да и просто дают нам возможность прочесть хорошую добрую книгу».

Made on
Tilda