Обзор журнала
«Дальний Восток»
№ 4 / 2023
(июль – август)
Обзор составила А.В. Матвеева, библиограф ЦБ

В разделе «Культура и искусство» статья Аси Кононенко «Мастер лирической гравюры» посвящена творчеству хабаровского художника Николая Иннокентьевича Холодка. «Мягкая интеллигентность этого человека гармонично сочетается с военной выправкой, доброта с твёрдостью, чувство юмора с серьёзностью, цельность с открытостью».

Удивительна судьба этого человека. Кадровый военный, два трудных года службы в Афганистане, но в то же время большая творческая деятельность, фотовыставки, иллюстрации к изданиям дальневосточных писателей.

Николай Иннокентьевич любит свой город, и тот отвечает ему взаимностью. В коллекциях Дальневосточного художественного музея, Краевого музея им. Н.И.Гродекова, Музея истории Хабаровска собрано большое количество его произведений.

С 1972 г. Н.И.Холодок включается в работу Хабаровского книжного издательства, иллюстрирует преимущественно книги дальневосточных авторов: А. Грачёва, А. Вахова, В. Клипеля, В. Русскова, Г. Хлебникова, Л. Миланич, В. Тряпши, Г. Козлова и др. В библиотеках, в разделе книг дальневосточных писателей, более 100 изданий, оформленных иллюстрациями художника. Как автор серии гравюр «Писатели-дальневосточники» и «Хабаровск - мой город» в 2006 году Николай Холодок стал лауреатом премии губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства, а в 2017-м получил звание заслуженного художника Хабаровского края.

«В картинах и гравюрах художника почти нет войны. Он пишет для себя и своих близких. Поэтому его творчество так греет и волнует зрителя. Картины Николая Холодка наполнены теплом, цветом и светом. В них присутствует лёгкость и даже прозрачность. Крупные смелые мазки, схематичность изображения, сюжеты часто передаются несколькими яркими пятнами. Картины как бы находятся на стыке реализма и абстракции. Композиции классически ясны, понятны по смыслу и пронизаны авторским лирическим мироощущением».

И всё-таки, в большей мере, Николай Холодок считает себя художником-графиком. Станковая графика в 1990-е гг. становится одним из его любимых жанров. Художник постепенно обретает свою тему, свой почерк.

В последние годы он увлёкся самой миниатюрной графикой – книжным знаком – экслибрисом. Этот жанр требует от художника максимума выразительных средств при минимуме пространства и технических возможностей. Н.И.Холодок безошибочно точно выбирает мотивы, аранжирует их мифологическими образами, создаёт неповторимые композиции. Он неоднократно участвовал в международных конкурсах книжного знака.

Кроме того, Николай Иннокентьевич является автором нескольких мемориальных досок: дирижеру Виктору Тицу, краеведу и писателю Всеволоду Сысоеву, композитору Александру Новикову, пианисту Вячеславу Соболевскому, писателям Михаилу Белову и Юлии Шестаковой, поэту Виктору Еращенко, адмиралу Николаю Сергееву. Все эти имена хорошо известны хабаровчанам и давно стали неотъемлемой частью истории и культуры Хабаровска. А сами доски, выполненные на высоком художественном уровне, поистине являются произведениями монументального искусства.

И военная, и творческая деятельность Николая Холодка высоко оценена. Он награжден орденом Красной Звезды. Также он имеет дипломы участников российских и международных выставок графики и экслибрисов.

В рубрике «По живому следу» Николай Тарасов в публикации «Странник по звёздам» вспоминает о замечательном сахалинском поэте – Владимире Переверзеве.

Литературные критики увидели в нём представителя поколения «после Мандельштама», продолжателя дела Рубцова.

«Из общей массы, движущейся в течении неостановимого литературного процесса, Переверзева выделяет то, что он изначально, практически с первых своих стихотворных строк, явился в русской поэзии как светлая и духовно ясная личность, его стихи проливаются как ровное и ясное озарение среди безвременья – в его творчестве не было ни модернистских изысков, ни смуты, ни мятежа, ни унылой, беспросветной депрессивности, а была прежде всего та возвышенная, спокойная мудрость, которая позволяет мужественному сердцу без смятения и предательского трепета встретить все жизненные испытания. Он словно бы всё, что должно было случиться с нами и страной в последующие годы, знал заранее».


Алесендр Суворов - поэт и критик

Владимир Переверзев родился 14 марта 1947 года в Орле. Долгое время работал на Сахалине редактором Дальневосточного книжного издательства. Как поэт и публицист заявил о себе с конца 1970-х годов, широко публикуясь в коллективных сборниках, альманахах и антологиях. В 1984 году в Южно-Сахалинске вышла первая книга стихотворений Владимира Переверзева «Дом и дорога», в 1986 году в Орле – книга художественной публицистики «Россия в одном районе», в 2006 году – книга стихотворений, очерков и прозы «Паломничество в пустыню». Последние 15 лет Владимир Переверзев работал редактором в Орловской государственной телерадиокомпании, где им было выпущено более 300 прекрасных телепередач. Он являлся неоднократным лауреатом различных орловских и общероссийских конкурсов тележурналистов.

По словам современников, Владимир Переверзев был, пожалуй, одним из самых остро чувствующих, схватывающих в слове то самое сокровенное и неуловимое, что делает стихотворные строки подлинно поэтическими:


…Что если смотреть, не мигая,

Сквозь эту болотную мглу,

Почудится, верно, другая

Россия на том берегу.

У ней в рукавах по жар-птице

И в синих цветах сарафан,

С которым, наверно, сравнится

Один мировой океан.

У ней драгоценный кокошник

И русые косы у ней, –

У той, что не топит, не крошит,

Не душит своих сыновей.

В разделе «Проза» представлены авторы, успешно работающие в жанре мистического реализма, очень популярного в наше время: это Виктория Мухопад с произведением «Чужак», Лариса Кальматкина и её «Короткие рассказы», Виталий Максименко и Виталий Ковалёв.


Made on
Tilda