Обзор журнала
«Дальний Восток»
№ 1 / 2024
(январь – февраль)
Обзор составила А.В. Матвеева, библиограф ЦБ

Новый выпуск журнала за 2024 г. примечателен прежде всего тем, что читатели найдут в нём много авторов, чьи имена им совершенно не знакомы. Среди прозаиков-дебютантов можно назвать хабаровчанку Ирину Шурыгину. Она была участницей проекта «Школа писательского мастерства», который прошёл в Хабаровске в октябре 2022 года. Один рассказ Ирины попал в первый номер «Дальнего Востока». Называется он «Мама приехала». В нём идёт речь о сложной коллизии, которая образовалась в отношениях трёх представительниц одной семьи — бабушки, мамы и внучки.

Также в разделе «Проза» заслуживает внимания повесть Алёны Ершовой «Кривое зеркало» (продолжение следует). Это необычная, животрепещущая история из жизни одной семьи. «Казалось бы, жизнь главного героя Владислава понятна и проста: работа — дом — телевизор. Из забот только цены на бензин да ипотека. Но странная находка в мусорном баке маленького, тёплого, живого комочка ставит всё с ног на голову. Родители недоумевают, друзья поднимают на смех, а жена подаёт на развод. И тут бы плюнуть, махнуть на всё рукой и жить как прежде, не замечая уродливых отражений мира, но чувство ответственности заставляет стиснуть зубы и идти вперёд. Будущее неизвестно и зыбко, но произнесённое однажды первое слово «папа» для главного героя дороже всего на свете. В тексте есть всё: развод, отец-одиночка, семья, дружба, отношения и многое другое».

Верхний ряд: И.В. Кравчук, Г.Ф. Арапов.
Нижний ряд: В.П. Хрустов, А.А. Паукаев, И.Е. Шабалин

В рубрике «Культура и искусство» публикация «И дух святой, и даже Шабалин» Александры Николашиной, главного редактора журнала «Дальний Восток», посвящена ретроспективной выставке группы хабаровских художников «Пять». Автор статьи делится своими впечатлениями о работах мастеров, представленных на экспозиции (в галерее им. Алексея Федотова), размышляет о их творчестве, вспоминает примечательные истории из жизни художников, со многими из которых она была знакома.

Каждый из них, по словам А. Николашиной, уникален и самобытен. Это такие замечательные люди, как Г. Арапов, И. Кравчук, В. Хрустов, А. Паукаев, И. Шабалин. И у каждого свой неповторимый стиль и манера письма. О каждом из них можно многое сказать. Вот, например, Геннадий Арапов. «Он видел картину мира как бы в целом. Для него прежде всего была важна некая глубоко продуманная философская концепция и завершённость мысли и картин. Деталей у него мало, зато все запоминающиеся и безошибочно точные: золотая рыбка в аквариуме, сломанный зонтик, отражение дерева в луже…».

Геннадий Арапов

Совсем иной художник Андрей Паукаев. «Он весь в деталях и нюансах. Перед его картинами можно стоять бесконечно. Рассматривать его ирисы, фонари, веранды... Они все похожи и все разные. Возникает странное ощущение, что картины эти писал не живой человек, а некий ангел или архангел, который, пролетая над нашей грешной землёй, поразился красоте этой блёклой бабочки, застывшей на окне старой веранды, запечатлел её навеки в своих глазах и полетел дальше».

«Андрей Алексеевич умел показать зрителю мир, увиденный взволнованным и не будничным взглядом». В его пейзажах всегда было скрыто некое размышление. А. Паукаев умел передать цветом лирические и драматические состояния, порождая цвет сложный, материальный и ощутимый».


Андрей Паукаев

Работы А.А. Паукаева. Слева направо: "Пьета" 1999 г., "Цветение" 1994 г., "Аквариум" 1999 г.

Другой художник — Игорь Шабалин, по словам автора, узнаваем сходу. В любом зале, на любой выставке его сразу заметишь и ни с кем не спутаешь.

«Как и в стихах Игоря Шабалина, так и в его живописи проявляется поэтическое мироощущение, свободный метафорический язык, звучный колорит. В его работах доминируют интуитивные и чувственные начала.

В творчестве для него всегда была важна сама энергия чувства, которой художник всегда находил живописный эквивалент. В каком бы жанре ни работал мастер, его неизменно интересовала духовная суть явлений мироздания».


Игорь Шабалин
Владимир Хрустов

«Художника Владимира Хрустова все знают как мастера городского пейзажа. Хабаровск на его полотнах не просто красив и узнаваем, он одухотворён совершенно по-человечески. В каждом уголке города, даже в самом неприметном с виду домике, есть душа и характер. И опять же какая-то тайна и магия».

«А Игорь Кравчук был самым молодым в группе художников «Пять». Он тогда буйно экспериментировал с темами, сюжетами, формами и цветом. В нём кипела энергия и ощущалась абсолютно искренняя радость жизни. Особенно ему удавалось писать рябины. В них столько жизни, любви, красоты, добра и огня, что на эти полотна можно медитировать, как на живые деревья. Дышать их воздухом, заряжаться чистой молодой энергией».


Игорь Кравчук
"Маки" - Игорь Кравчук, 2002 г.

90-е годы, когда работали и выставлялись все эти художники, многие сейчас вспоминают с ужасом: кризис, нищета, криминал... «Но было и другое. И это главное — радость перемен. Свобода слова, свобода кисти, свобода самовыражения. И это было важнее, чем пустые холодильники. По крайней мере для людей творческих». И вот как раз этим духом свободы, присущим всем пяти художникам, и привлекла данная выставка автора публикации Александру Николашину.

В рубрике «Очерк и публицистика» читателей, вероятно, заинтересует злободневный очерк хабаровского журналиста Владимира Марьясина «Русский лес — от переруба до недоруба». В нём подробно исследуются проблемы лесозаготовок в дальневосточной тайге.


В разделе «Окно в природу» представляет интерес рассказ писателя из Николаевска-на-Амуре Юрия Жекотова «Подрезанные крылья».

Людмила Свирская

Как всегда, в журнале (в рубрике «Поэзия») публикуются замечательные поэтические подборки, среди которых можно отметить циклы стихов «Жизни четвертинка» Людмилы Свирской и «В ковше Большой Медведицы» Алёны Цами.


Людмила Свирская (родилась в г. Алматы в Казахстане, ныне жительница Праги) — автор книг «Без четверти век», «Пражские стихи», «Конец весны — начало лета», «Между снегом и дождем», сборника «Когда-то Обь, а ныне — Влтава» и др. Финалист и призер литературных конкурсов: имени И. С. Тургенева, «Эмигрантская лира», «Русский стиль», «Ганноверская весна», победитель поэтического конкурса «Пушкин в Британии» (2018), лауреат премии «Образ» в номинации «Книга года — 2019» за повесть «Любовь-невидимка», лауреат конкурса «Балтийский гамаюн» — 2023. Также она является членом союза русскоязычных писателей в Чешской Республике и литературного объединения «Влтава».

«Её поэзия лирична, душевна, близка всем нам. Бытовые детали настолько гармонично входят в художественный мир Л. Свирской, что ей подвластны и «чай вперемешку со слезами», и «рассыпанные крошки на столе как состоянье счастья». Всё это естественным образом вписывается в ткань стихотворения, ведь главная тема поэтессы — это любовь». Вот некоторые из её лирических произведений.


* * *

Я перестала успевать

Следить за собственным движеньем.

Я перестала называть

Свою победу - пораженьем.

Я перестала забегать

Вперёд, к развязке детектива.

Я прекратила намекать

И стала резкой и правдивой.

Весна, реви, лети, труби,

Вершись таинственным обрядом!

Я перестала ждать любви.

Люблю теперь того, кто рядом.

Я перестала заносить

Себя в бессчётные анналы.

Мне лишь осталось попросить

Молниеносного финала.


* * *

Пришла весна. Проснулись кавалеры.

ДорОг и дураков - хоть пруд пруди.

Кошачий месяц, облачный и серый,

Мне ощутимо давит на груди.

РебЯтушки, весна! Но что в ней толку?

Что изменилось в грешном мире сём?

Зимы пергамент свёрнутый - на полку.

Тепло своё, быть может, и спасём.

Кошачьими усами две травинки

Из вазочки с тюльпанами торчат.

Осталось жизни - меньше половинки...

Она распалась ровно год назад.


* * *

Было ароматнее и слаще

Прежде, в нашей юности, вино.

С ним воспоминаний модный плащик

Незаметно брошен под окно.

И пошла – поехала куда-то

Жизнь, тебе рассказанная вдруг…

Тоненькая линия заката

Выскользнула змейкою из рук.

Я уже ко многим забегала-

Мне давно известна пустота.

Налила из винного бокала

Воду для соседского кота.

Всё хотелось под окно забиться,

Но сейчас – закускою к вину -

На тарелке – четвертинка пиццы.

Жизни четвертинка. И тяну.

Родина другой поэтессы и писательницы — Алёны Цами (псевдоним, урождённая Елена Васильевна Черноусова) — Алтай, известный обилием солнечных дней, стремительной рекой Катунью и одной из высочайших гор Азии — горой Белухой. Алёна Цами — филолог по образованию, член Петровской академии наук и искусства, неоднократный лауреат республиканского фестиваля поэзии, проводимого Союзом писателей Республики Алтай, призёр Международного Пушкинского поэтического конкурса в номинации «Мой Алтай, обнимаю тебя» (2023). Она автор книг «На солнечных спицах» и «Босиком по небу», включающих в себя очерки, эссе, рассказы, стихотворения и лирические миниатюры.

«При чтении творчества писательницы возникает ощущение, что она открывает перед нами некоторые страницы своего личного дневника — то и дело на страницах её произведений мелькают оформленные художественным словом сны, воспоминания, размышления и даже семейные хроники».



Стихи и проза Алёны Цами отличаются естественным течением речи, лиризмом и красотой, свойственными людям, выросшим и живущим на природе. А её трёхстишия и литературные миниатюры просты и наполнены смыслом.


На лепестках луны гадала

На лепестках луны гадала,

на звёздной гуще у реки,

и нежные слова бросала

в затон мерцающей тоски.

Коровке божьей говорила

о крыльях ласковой любви,

и погостить её просила

в саду, где пели соловьи.

Жила надеждой, как призваньем,

на то, что сбудется мечта,

и засияет мирозданье

пролётом нового моста.


Я знала азбуку Вселенной

Я знала азбуку Вселенной

в веках, отброшенных судьбой

в пространства Вечности нетленной

и ставших азбукой земной.

В саду счастливая голубка

воркует нежно до зари,

а в небе, вздрагивая чутко,

плывут на север журавли.

День начинается с молитвы,

ведёт заботы чередой.

И затихают волны-битвы

в пучине вечности седой.


* * *

Дни и ночи,

проведённые

нами, людьми,

в любви -

жемчуга Вселенной.



* * *

Мы возвышаемся нашей любовью,

становимся мудрее,

и превращаем камень в звезду,

держа его на ладони.


* * *

В любви, словно в классе школьном,

людям пройти суждено

арифметику неба,

чистописание мыслей,

грамматику встреч и разлук…


* * *

Кто-то глядится в зеркало,

а кто-то - друг в друга…

Долгий ресниц разговор.


* * *

Напиши на снегу «любовь»,

много раз напиши,

и наполнится сердце

любовью…



* * *

Солнце нашей любви,

пускай и маленькое,

да прилепится

к сотням и тысячам других

и зажжёт во Вселенной

одно большое солнце!


* * *

Мечты живут в будущем,

воспоминания – в прошлом,

а сердце живёт Сейчас.


* * *

Вот и я оказалась там,

где Большая Медведица

качает в своём ковше

поэтов и влюблённых!

Made on
Tilda