Новый выпуск журнала за 2024 г. примечателен прежде всего тем, что читатели найдут в нём много авторов, чьи имена им совершенно не знакомы. Среди прозаиков-дебютантов можно назвать хабаровчанку Ирину Шурыгину. Она была участницей проекта «Школа писательского мастерства», который прошёл в Хабаровске в октябре 2022 года. Один рассказ Ирины попал в первый номер «Дальнего Востока». Называется он «Мама приехала». В нём идёт речь о сложной коллизии, которая образовалась в отношениях трёх представительниц одной семьи — бабушки, мамы и внучки.
Также в разделе «Проза» заслуживает внимания повесть Алёны Ершовой «Кривое зеркало» (продолжение следует). Это необычная, животрепещущая история из жизни одной семьи. «Казалось бы, жизнь главного героя Владислава понятна и проста: работа — дом — телевизор. Из забот только цены на бензин да ипотека. Но странная находка в мусорном баке маленького, тёплого, живого комочка ставит всё с ног на голову. Родители недоумевают, друзья поднимают на смех, а жена подаёт на развод. И тут бы плюнуть, махнуть на всё рукой и жить как прежде, не замечая уродливых отражений мира, но чувство ответственности заставляет стиснуть зубы и идти вперёд. Будущее неизвестно и зыбко, но произнесённое однажды первое слово «папа» для главного героя дороже всего на свете. В тексте есть всё: развод, отец-одиночка, семья, дружба, отношения и многое другое».
В рубрике «Культура и искусство» публикация «И дух святой, и даже Шабалин» Александры Николашиной, главного редактора журнала «Дальний Восток», посвящена ретроспективной выставке группы хабаровских художников «Пять». Автор статьи делится своими впечатлениями о работах мастеров, представленных на экспозиции (в галерее им. Алексея Федотова), размышляет о их творчестве, вспоминает примечательные истории из жизни художников, со многими из которых она была знакома.
Каждый из них, по словам А. Николашиной, уникален и самобытен. Это такие замечательные люди, как Г. Арапов, И. Кравчук, В. Хрустов, А. Паукаев, И. Шабалин. И у каждого свой неповторимый стиль и манера письма. О каждом из них можно многое сказать. Вот, например, Геннадий Арапов. «Он видел картину мира как бы в целом. Для него прежде всего была важна некая глубоко продуманная философская концепция и завершённость мысли и картин. Деталей у него мало, зато все запоминающиеся и безошибочно точные: золотая рыбка в аквариуме, сломанный зонтик, отражение дерева в луже…».
Совсем иной художник Андрей Паукаев. «Он весь в деталях и нюансах. Перед его картинами можно стоять бесконечно. Рассматривать его ирисы, фонари, веранды... Они все похожи и все разные. Возникает странное ощущение, что картины эти писал не живой человек, а некий ангел или архангел, который, пролетая над нашей грешной землёй, поразился красоте этой блёклой бабочки, застывшей на окне старой веранды, запечатлел её навеки в своих глазах и полетел дальше».
«Андрей Алексеевич умел показать зрителю мир, увиденный взволнованным и не будничным взглядом». В его пейзажах всегда было скрыто некое размышление. А. Паукаев умел передать цветом лирические и драматические состояния, порождая цвет сложный, материальный и ощутимый».
Работы А.А. Паукаева. Слева направо: "Пьета" 1999 г., "Цветение" 1994 г., "Аквариум" 1999 г.
Другой художник — Игорь Шабалин, по словам автора, узнаваем сходу. В любом зале, на любой выставке его сразу заметишь и ни с кем не спутаешь.
«Как и в стихах Игоря Шабалина, так и в его живописи проявляется поэтическое мироощущение, свободный метафорический язык, звучный колорит. В его работах доминируют интуитивные и чувственные начала.
В творчестве для него всегда была важна сама энергия чувства, которой художник всегда находил живописный эквивалент. В каком бы жанре ни работал мастер, его неизменно интересовала духовная суть явлений мироздания».
«Художника Владимира Хрустова все знают как мастера городского пейзажа. Хабаровск на его полотнах не просто красив и узнаваем, он одухотворён совершенно по-человечески. В каждом уголке города, даже в самом неприметном с виду домике, есть душа и характер. И опять же какая-то тайна и магия».
«А Игорь Кравчук был самым молодым в группе художников «Пять». Он тогда буйно экспериментировал с темами, сюжетами, формами и цветом. В нём кипела энергия и ощущалась абсолютно искренняя радость жизни. Особенно ему удавалось писать рябины. В них столько жизни, любви, красоты, добра и огня, что на эти полотна можно медитировать, как на живые деревья. Дышать их воздухом, заряжаться чистой молодой энергией».
90-е годы, когда работали и выставлялись все эти художники, многие сейчас вспоминают с ужасом: кризис, нищета, криминал... «Но было и другое. И это главное — радость перемен. Свобода слова, свобода кисти, свобода самовыражения. И это было важнее, чем пустые холодильники. По крайней мере для людей творческих». И вот как раз этим духом свободы, присущим всем пяти художникам, и привлекла данная выставка автора публикации Александру Николашину.
В рубрике «Очерк и публицистика» читателей, вероятно, заинтересует злободневный очерк хабаровского журналиста Владимира Марьясина «Русский лес — от переруба до недоруба». В нём подробно исследуются проблемы лесозаготовок в дальневосточной тайге.
В разделе «Окно в природу» представляет интерес рассказ писателя из Николаевска-на-Амуре Юрия Жекотова «Подрезанные крылья».
Как всегда, в журнале (в рубрике «Поэзия») публикуются замечательные поэтические подборки, среди которых можно отметить циклы стихов «Жизни четвертинка» Людмилы Свирской и «В ковше Большой Медведицы» Алёны Цами.
Людмила Свирская (родилась в г. Алматы в Казахстане, ныне жительница Праги) — автор книг «Без четверти век», «Пражские стихи», «Конец весны — начало лета», «Между снегом и дождем», сборника «Когда-то Обь, а ныне — Влтава» и др. Финалист и призер литературных конкурсов: имени И. С. Тургенева, «Эмигрантская лира», «Русский стиль», «Ганноверская весна», победитель поэтического конкурса «Пушкин в Британии» (2018), лауреат премии «Образ» в номинации «Книга года — 2019» за повесть «Любовь-невидимка», лауреат конкурса «Балтийский гамаюн» — 2023. Также она является членом союза русскоязычных писателей в Чешской Республике и литературного объединения «Влтава».
«Её поэзия лирична, душевна, близка всем нам. Бытовые детали настолько гармонично входят в художественный мир Л. Свирской, что ей подвластны и «чай вперемешку со слезами», и «рассыпанные крошки на столе как состоянье счастья». Всё это естественным образом вписывается в ткань стихотворения, ведь главная тема поэтессы — это любовь». Вот некоторые из её лирических произведений.
* * *
Я перестала успевать
Следить за собственным движеньем.
Я перестала называть
Свою победу - пораженьем.
Я перестала забегать
Вперёд, к развязке детектива.
Я прекратила намекать
И стала резкой и правдивой.
Весна, реви, лети, труби,
Вершись таинственным обрядом!
Я перестала ждать любви.
Люблю теперь того, кто рядом.
Я перестала заносить
Себя в бессчётные анналы.
Мне лишь осталось попросить
Молниеносного финала.
* * *
Пришла весна. Проснулись кавалеры.
ДорОг и дураков - хоть пруд пруди.
Кошачий месяц, облачный и серый,
Мне ощутимо давит на груди.
РебЯтушки, весна! Но что в ней толку?
Что изменилось в грешном мире сём?
Зимы пергамент свёрнутый - на полку.
Тепло своё, быть может, и спасём.
Кошачьими усами две травинки
Из вазочки с тюльпанами торчат.
Осталось жизни - меньше половинки...
Она распалась ровно год назад.
* * *
Было ароматнее и слаще
Прежде, в нашей юности, вино.
С ним воспоминаний модный плащик
Незаметно брошен под окно.
И пошла – поехала куда-то
Жизнь, тебе рассказанная вдруг…
Тоненькая линия заката
Выскользнула змейкою из рук.
Я уже ко многим забегала-
Мне давно известна пустота.
Налила из винного бокала
Воду для соседского кота.
Всё хотелось под окно забиться,
Но сейчас – закускою к вину -
На тарелке – четвертинка пиццы.
Жизни четвертинка. И тяну.
Родина другой поэтессы и писательницы — Алёны Цами (псевдоним, урождённая Елена Васильевна Черноусова) — Алтай, известный обилием солнечных дней, стремительной рекой Катунью и одной из высочайших гор Азии — горой Белухой. Алёна Цами — филолог по образованию, член Петровской академии наук и искусства, неоднократный лауреат республиканского фестиваля поэзии, проводимого Союзом писателей Республики Алтай, призёр Международного Пушкинского поэтического конкурса в номинации «Мой Алтай, обнимаю тебя» (2023). Она автор книг «На солнечных спицах» и «Босиком по небу», включающих в себя очерки, эссе, рассказы, стихотворения и лирические миниатюры.
«При чтении творчества писательницы возникает ощущение, что она открывает перед нами некоторые страницы своего личного дневника — то и дело на страницах её произведений мелькают оформленные художественным словом сны, воспоминания, размышления и даже семейные хроники».
Стихи и проза Алёны Цами отличаются естественным течением речи, лиризмом и красотой, свойственными людям, выросшим и живущим на природе. А её трёхстишия и литературные миниатюры просты и наполнены смыслом.
На лепестках луны гадала
На лепестках луны гадала,
на звёздной гуще у реки,
и нежные слова бросала
в затон мерцающей тоски.
Коровке божьей говорила
о крыльях ласковой любви,
и погостить её просила
в саду, где пели соловьи.
Жила надеждой, как призваньем,
на то, что сбудется мечта,
и засияет мирозданье
пролётом нового моста.
Я знала азбуку Вселенной
Я знала азбуку Вселенной
в веках, отброшенных судьбой
в пространства Вечности нетленной
и ставших азбукой земной.
В саду счастливая голубка
воркует нежно до зари,
а в небе, вздрагивая чутко,
плывут на север журавли.
День начинается с молитвы,
ведёт заботы чередой.
И затихают волны-битвы
в пучине вечности седой.
* * *
Дни и ночи,
проведённые
нами, людьми,
в любви -
жемчуга Вселенной.
* * *
Мы возвышаемся нашей любовью,
становимся мудрее,
и превращаем камень в звезду,
держа его на ладони.
* * *
В любви, словно в классе школьном,
людям пройти суждено
арифметику неба,
чистописание мыслей,
грамматику встреч и разлук…
* * *
Кто-то глядится в зеркало,
а кто-то - друг в друга…
Долгий ресниц разговор.
* * *
Напиши на снегу «любовь»,
много раз напиши,
и наполнится сердце
любовью…
* * *
Солнце нашей любви,
пускай и маленькое,
да прилепится
к сотням и тысячам других
и зажжёт во Вселенной
одно большое солнце!
* * *
Мечты живут в будущем,
воспоминания – в прошлом,
а сердце живёт Сейчас.
* * *
Вот и я оказалась там,
где Большая Медведица
качает в своём ковше
поэтов и влюблённых!